Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. автомобильным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (499) 653-73-40
Санкт-Петербург +7 (812) 425-30-53

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Сегодня в обязанности каждого водителя входит получение полиса ОСАГО. Он гарантирует пострадавшему после ДТП полную компенсацию ущерба, то есть, защищает своего владельца от материальной ответственности перед другими участниками дорожного движения. Стоимость страховки определяется индивидуально для каждого водителя, в зависимости от ряда факторов. Тем не менее, расчет страховых выплат все равно проходит по единой формуле для всех страховых компаний, о которой знают далеко не все автовладельцы.

Законодательство контролирует практически все вопросы, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности. И методика, по которой рассчитывают размер денежной компенсации, также регулируется государством. Кроме того, она защищает водителя от произвола сотрудников страховых компаний. О других преимуществах и недостатках единой методики расчета ущерба по ОСАГО расскажем в этой статье.

Что это такое

Еще какое-то время назад многие водители, застраховавшие свои авто, постоянно жаловались на то, что выплаченного им страхового возмещения не хватает на оплату реальной стоимости ремонта автомобиля. Из раза в раз это приводило к многочисленным судебным разбирательствам со страховыми компаниями.

Для того, чтобы снизить число страховых споров, Центробанк в 2014 году разработал единую систему расчетов. Сегодня она также является обязательной для всех официально зарегистрированных страховщиков и независимых экспертов. Именно ее они и используют в своей работе.

Несмотря на то, что единая методика расчета ущерба по ОСАГО – довольно объемный документ, он рекомендован к ознакомлению всем автовладельцам. Прочтите ее в свободное время — это поможет вам лучше ознакомиться со следующей информацией:

  • Как определяют характер повреждений авто;
  • Как рассматривают конкретный страховой случай;
  • Как рассчитывают сумму ущерба;
  • Как определяют остаточную стоимость авто до и после повреждения;
  • Как рассчитывают стоимость запчастей.

В приложениях к документу также можно найти информацию о том, как нужно фотографировать место происшествия при проведении осмотра авто. Там же есть описания различных повреждений транспортного средства, например, биения, вздутия, коробления и т.д. А в последнем приложении перечислены все комплектующие изделия, которые устанавливаются на тот или иной автомобиль.

В действительности же ЕМРУ представляет собой набор формул, с помощью которых можно легко рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО. Сегодня этот алгоритм регулируется сразу двумя законами — ФЗ № 432-П и ФЗ № 433-П.

В них также указаны правила, позволяющие правильно определить размер компенсации после аварии, а также отслеживать работу независимых экспертов.

Когда используется

Как правило, единую методику ОСАГО применяют для определения суммы страховых выплат конкретному страхователю. Она основывается исключительно на количество и степени повреждений, полученных автомобилем после ДТП. Другими словами, данную систему применяют при наступлении страхового случая, когда водителю приходится выплачивать компенсации согласно ранее подписанному страховому договору.

В случае аварии ЕМРУ обычно используют:

  • Страховые компании и их представители, осматривающие автомобиль;
  • Специалисты, которые проводят независимую экспертизу авто после ДТП;
  • Судебные эксперты, имеющие соответствующую лицензию.
Ранее определять ущерб, причиненный машине в результате ДТП, могли любые оценщики и автомеханики от конкретной страховой компании.

Теперь же, эти обязанности ложатся только на специально обученного человека, который прошел аттестацию и имеет лицензию на осуществление экспертной деятельности. Всех специалистов сегодня в обязательном порядке регистрируют в едином государственном реестре экспертов-техников.

Как работает

Если говорить несколько обобщенно, то для определения стоимости ремонта автомобиля по формуле единой методики расчета ущерба по ОСАГО, нужно будет подсчитать:

  • Степень износа автомобиля и его отдельных деталей;
  • Степень повреждений в результате ДТП;
  • Стоимость материалов и запасных частей;
  • Стоимость работ по восстановительному ремонту;
  • Стоимость годных остатков в случае полной гибели автотранспортного средства;
  • Стоимость автомобиля до повреждения.
Имейте в виду, что в методику в любой момент могут быть внесены какие-либо изменения, например, в сведения о стоимости запчастей или ремонтных работ на ваш автомобиль. Поэтому важно следить за актуальностью этого документа и всеми вносимыми в него правками.

Необходимость в обновлении данных ЕМРУ прослеживается уже сейчас. Так, в единой базе цен сегодня нельзя найти стоимость запчастей для некоторых машин, выпущенных ранее 2014 года. Чтобы правильно рассчитать этот показатель, можно прибегнуть к общей рыночной стоимости этих деталей к настоящему моменту.

Правильно определить, в какую цену обойдется предстоящий ремонт автомобиля, можно на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. С помощью специального, справочника нормочасов и средней стоимости запасных частей вы можете самостоятельно рассчитать размер выплат в режиме онлайн. Не забудьте только, что при выплате страховке, учитывается также и КБМ (показатель безаварийной езды).

Плюсы и минусы

ЕМРУ сразу начали рассматривать как последний шанс навести порядок и призвать страховщиков к максимально честной игре на рынке страхования. Действительно, появление единого алгоритма позволило решить множество проблем, а именно:

  • Свести к минимуму количество спорных ситуаций со страховыми компаниями;
  • Дать возможность страхователям самостоятельно рассчитать размер положенных выплат;
  • Повысить качество услуг в сфере страхования.

Преимуществ у ЕМРУ более чем достаточно, но есть и свои недостатки. Многие водители жалуются на то, что она не всегда точно отражает размер фактического ущерба. Единый стандарт может не учитывать некоторые нюансы в отдельно взятых ситуациях, такие как, удорожание материалов или увеличение стоимости запасных частей на автотранспортное средство. Кроме того, в нем часто не отражены особенности того или иного региона. Именно поэтому мы иногда можем получить страховку меньше той, на которую рассчитывали изначально. Впрочем, данная методика – пока единственная возможность контролировать работу страховых компаний и не допускать среди них произвола по отношению к своим клиентам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Владимир Овчинников
Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2008 года судебная практика, специализация ДТП, ГИБДД, автомобильное право.
Коментарии к статье (Комментариев нет)