Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. автомобильным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (499) 653-73-40
Санкт-Петербург +7 (812) 425-30-53

Как оспорить вину в ДТП через суд?

От того, кто из участников происшествия виноват в ДТП, зависит не только то, кто будет  компенсировать причиненный автотранспорту и здоровью участников аварии ущерб, но и то, кто из водителей, в случае летального исхода одного из участников ДТП, понесет уголовную ответственность.

Нередко, из-за определенного стечения обстоятельств, брать на себя вину в ДТП приходится невиновной стороне. Как оспорить виновность в ДТП? Каков порядок оспаривания через судебную инстанцию? Какие документы нужно собирать и на какой срок это может затянуться? Читайте в статье.

Порядок установления виновности в ДТП

По Закону, виной в ДТП считается намеренное нарушение водителем правил дорожного движения. Изначально, виновность в ДТП имеет две разновидности:

  • Совершенная по неосторожности;

Т. е. совершенная случайно, по неопытности, дезориентации и т. д.

Если в ходе установления виновной стороны будет доказано, что происшествие произошло по неосторожности,  то за неё будет назначены более мягкие меры наказания, нежели за умышленную вину.

  • Умышленная;

Происходит чаще всего по вине чрезмерно самоуверенных водителей, совершающих тот или иной опасный маневр, рассчитывая на успешный исход событий, однако, приводящий к аварии.

Как показывает практика, большинство дорожно-транспортных происшествий происходят по неосторожности неопытных водителей.

О том, как правильно вести себя при возникновении ДТП, читайте здесь.

Как устанавливается, кто из участников ДТП является виновной, а кто пострадавшей стороной? Делается это следующим образом:

  • В ходе совещания сотрудники ГИБДД изучают пункты протокола о произошедшем дорожно-транспортном происшествии. На это этапе устанавливается виновная сторона;

О том, как составить протокол о ДТП без участия работника ГИБДД, читайте здесь.

  • После изучения протокола утверждается постановление. Виновная и потерпевшая стороны получают документ, в котором прописано, нарушение каких правил дорожного движения было зафиксировано в результате произошедшей аварии работниками Госавтоинспекции;
  • Виновная сторона получает штрафной протокол, по которому она, в соответствии с конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях, обязуется уплатить штраф;

Если в результате изучения протокола инспекторы ГИБДД установят отсутствие виновных сторон в ДТП, то водитель получат документ, подтверждающий это.

  • Если одна из сторон не согласна с постановлением работников ГИБДД о присуждении ей вины в ДТП, то она имеет право оспорить вину в ДТП через судебную инстанцию;

Если в суде виновная сторона сможет оспорить свою вину, то это скажется не только на том ,кто понесет ответственность по уплате административного штрафа, но и на том,  чья страховая компания будет компенсировать причиненный ущерб автотранспорту и здоровью участников дорожного происшествия .

  • После подачи иска, работники суда производят проверку всех обстоятельств произошедшего, назначают дополнительные экспертизы;

О том, как проводится независимая экспертиза после ДТП, читайте здесь.

  • После этого суд выносит решение о подтверждении вины конкретного участника, либо о признании его не виновным;
Бывают ситуации, когда признавать виновность одной из сторон невозможно. В этом случае суд может поставить о признании обоих водителей виновными в произошедшем ДТП. Это дает возможность обеим сторонам получить хотя бы частичную компенсацию понесенного ущерба от страховых компаний друг друга.

Как избежать признание вины в ДТП на начальном этапе?

Первоначально, виновность одной из сторон в ДТП определяет дорожный инспектор, который составляет протокол прямо на месте дорожного происшествия. Практика показывает, что нередко инспекторы ГИБДД из-за собственной невнимательности или недостаточной компетентности (молодые работники) не правильно оценивают ситуацию и признают виновным потерпевшего водителя.

Чтобы избежать случайной ошибки и необходимости оспаривать вину в ДТП через суд, при составлении протокола работником Госавтоинспекции обратите внимание на следующие детали:

  • По приезде на место ДТП дорожный инспектор составляет схему ДТП. Попросите предоставить схему для личного ознакомления. Если что-то в обозначенной схеме кажется вам непонятным или сомнительным, незамедлительно сообщите об этом инспектору;
  • По правилам, место ДТП принято тщательно фиксировать с помощью фото- и видеотехники. Несмотря на то, что произошедшее принято фиксировать работникам ГИБДД, не лишним будет сделать это и водителям, чтобы в случае возникновения разногласий по поводу установления виновной стороны предоставить весомые доказательства собственной правоты;
На фотографии должно быть четко видно само место аварии, расположение машин, присутствующие поблизости дорожные знак, разметка, ямы (если это стало причиной столкновения).

Не лишним будет самостоятельно собрать показания свидетелей ДТП, если такое найдутся.

  • При желании водитель может просить инспекторов дополнить рапорт какими-то фактами, деталями, комментариями, если они в дальнейшем смогут повлиять на установление чувства вины;
  • Если в машине был установлен видеорегистратор, то запись с него необходимо снять и сохранить на случай обращения в суд;
  • Если поблизости есть камеры наружного видеонаблюдения, то можно сделать запрос в полицию для получения видеозаписи с места происшествия;
  • Если какие-то повреждения автотранспорта не были зафиксированы и занесены в протокол, то можно потребовать организовать проведение независимой экспертизы;

Независимая экспертиза проводится с следующими целями:

  • Изучение обстоятельств, которые повлияли на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • Изучение транспортного средства и полученных повреждений;
  • Изучение дорожного покрытия вблизи столкновения автотранспортных средств;
  • Фиксация метеоусловий на момент ДТП и проведение взаимосвязи между ней и произошедшим событием;

Изучение всех перечисленных факторов вливает на установление виновной и пострадавшей стороны.

Так как независимую экспертизу проводит заинтересованная в оспаривании своей вины в ДТП сторона, то её оплата ложится на плечи предполагаемого виновника ДТП. Однако, в дальнейшем, если вина будет снята, ложно обвиненная сторона может потребовать компенсировать стоимость экспертизы с настоящего виновника аварии. Делается это исключительно через суд.

Оспорить вину в ДТП через суд: особенности процедуры

Сторона, решившая оспорить свою вину в ДТП через суд, должна учесть следующие моменты:

  • Срок исковой давности для оспаривания виновности в ДТП — 60 дней с момента дорожного происшествия;

Подать иск позднее срока истечения исковой давности можно только в том случае, если будет предоставлена достаточно веская причина. Например, все это время водитель провел в больнице.

  • При обращении в суд, инициатор иска должен подать исковое заявление (установленного образца), а также подать прошение о назначении независимой экспертизы;

Образец искового заявления об оспаривании вины в ДТП, а также бланк для заполнения можно получить исключительно при непосредственном обращении в суд.

  • Помимо этого, из необходимых документов необходимо предоставить ксерокопию постановления, а также материалы, подтверждающие описанное в исковом заявлении;

Дополнительными материалами могут быть показания свидетелей ДТП, фотографии, видеозаписи, результаты независимой экспертизы (в случае её проведения) и т.д.

В большинстве случаев дополнительные материалы играют ключевую роль в вынесении итогового решения суда.

Судебные разбирательства могут затянуться на срок до года, поэтому подавая иск, не стоит рассчитывать на быстрое разрешение ситуации.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Владимир Овчинников
Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2008 года судебная практика, специализация ДТП, ГИБДД, автомобильное право.
Коментарии к статье (Комментариев нет)