Как узнать класс водителя ОСАГО?
Сегодня ни для кого не секрет, что страхование автогражданской ответственности, для водителей, на территории РФ, является строго обязательным. Полис ОСАГО должен быть у каждого владельца моторного транспортного средства, которое способно развивать скорость больше 50 км/ч. Эта мера призвана к упрощению несения финансовых повинностей которые могут лечь на плечи любого автомобилиста в результате ДТП.
Важно заметить, что для каждого автовладельца стоимость ОСАГО – разная, и рассчитывается она с учётом нескольких критериев, в числе которых, не только очевидные параметры, такие как возраст и стаж вождения, но и такие не совсем понятные вещи, как класс водителя. В нашей статье мы постараемся подробно рассказать о том, что такое класс водителя, как рассчитывается коэффициент бонус-малус (КБМ) и о том как узнать свой класс.
Содержание статьи:
На что влияет?
Класс водителя оказывает влияние на расчет такой важной вещи, как коэффициент бонус-малус или КБМ. По сути это коэффициент безаварийности водителя или страхователя. Согласно КБМ производится расчет стоимости договора ОСАГО при оформлении. Различают 3 вида КБМ, которые учитываются при оформлении страховки и при расчете страховой премии:
- КБМ водителя – складывается из класса водителя и учитывается страховой компанией при оформлении автогражданки с указанным числом водителей допущенных к управлению;
- КБМ страхователя – зависит как от безаварийного стажа водителя оформляющего страховку, так и от того в скольких авариях пострадало ТС. Этот показатель актуален при оформлении открытого полиса ОСАГО, то есть без указания конкретного водителя;
- Расчётный КБМ – это коэффициент водителя, который будет учитываться при расчете выплаты по договору ОСАГО, когда наступит страховой случай.
Какие существуют?
Класс водителя напрямую зависит от того, каков ваш стаж безаварийной езды. С каждым годом безаварийного вождения, ваш класс растёт, а цена ОСАГО при этом падает в процентном соотношении. При аккуратном вождении без аварий на протяжении 10 лет ваш класс станет максимальным. Если же с вами происходит хотя бы 1 страховой случай за время страхования, то это влияет на ваше классовое положение и стоимость полиса. Если с вами произошло 4 или более страховых случаев за год, то ваш класс автоматически становится минимальным и обозначается буквой М
Каждый, кто впервые оформляет страховку ОСАГО, имеет 3 класс вождения и платит за полис полную стоимость. Почему расчет начинается с 3 класса? Здесь всё просто, водителей за каждый безаварийный год вождения поощряют скидкой от 5% до 50% от стоимости, а за каждую аварию наказывают повышением стоимости полиса. Каждый год безаварийной езды повышает ваш класс на 1. Давайте рассмотрим КБМ для каждого класса водителей и то, как каждый класс присваивается:
- Класс «М», КБМ составляет 2.45 – это самая низкая категория, попасть в которую рискуют как опытные водители, так и новички. У начинающих автовладельцев шансов оказаться здесь гораздо больше. Так для «2» и «3» класса водителей стоит дважды оказаться виновником ДТП, как его класс упадёт до «М» и вынужден будет покупать страховку почти в два с половиной раза дороже первоначальной стоимости. Для водителей «0» и «1» категории хватит одного случая по их вине. Для водителей «4» по «8» классы нужно 3 аварии, для такого понижения. Для классов с «9» по «13» — 4 аварии;
- Класс «0», КБМ составит 2.3 — стоимость страхования будет выше на 130%, однако присвоение «0» это первый шаг на пути к исправлению своего класса. В него невозможно попасть с более высоких классов, до него возможно лишь дорасти с «М» класса, через год безаварийного вождения;
- Класс «1», КБМ составит 1.55 – стоимость полиса ОСАГО выше на 55%. До такого уровня может спуститься начинающий водитель «3» класса в результате виновности в одном страховом случае. Это же относится и к водителям «2» класса. Классы «4» и «5» — 2 аварии, с «9» по «13» — 3 аварии;
- Класс «2», КБМ составит 1.4 – стоимость полиса выше на 40%. До такого уровня может упасть водитель «4» класса в случае одной аварии, с «6» по «9» в результате двух аварий;
- Класс «3», КБМ составит 1 – сюда попадают все новички, кто впервые оформил ОСАГО, а также водители «5» класса, после 1 ДТП, водители с «10» по «13» класс в результате 2 аварий. КМБ равный единице, подразумевает, что стоимость полиса рассчитывается без понижения и повышения;
- Класс «4», КБМ составит 0.95 – что означает получение скидки в 5% при оформлении ОСАГО. Сюда могут попасть водители «6» и «7» класса после 1 аварии.
- Класс «5», КБМ составит 0.9 – 10% скидка при покупке ОСАГО. Сюда попадают водители «8» и «9» класса после одной аварии по их вине;
- Класс «6», КБМ составит 85 – 15% скидка при покупке полиса. Здесь могут оказаться водители с «10» по «12» класс, при однократной виновности в ДТП;
- Класс «7», КБМ составит 0.8 – 20 % скидка на ОСАГО. Сюда могут попасть водители «13» класса после 1 случая ДТП по их вине;
- Класс «8», КБМ составит 0.75 – 25% скидка при оформлении ОСАГО. Этот и последующие классы являются лишь поощрительными, до них можно лишь дорасти, увеличивая свой безаварийный стаж год за годом;
- Класс «9», КБМ составит 0.7 – 30 % скидка на ОСАГО;
- Класс «10», КБМ составит 0.65 – 35% скидка на полис ОСАГО;
- Класс «11», КБМ составит 0.60 – 40% скидка на автогражданку;
- Класс «12», КБМ составит 0.55 – 45% скидка на ОСАГО;
- Класс «13», КБМ составит 0.50 – 50 % скидка, то есть половина стоимости страхового взноса по ОСАГО, полагается за десятилетний стаж безаварийной езды.
Как узнать?
Вы можете произвести самостоятельный подсчёт своего КБМ и класса, исходя из своего стажа страхования ОСАГО. Есть, однако, и более простой способ узнать свой класс. Для этого нужно посетить сайт Российского Союза Автостраховщиков, и заполнить форму. Система сама выдаст вам ваш водительский класс и рассчитает КБМ.
Однако существуют случаи, когда в базе РСА информация указана не верно. На то могут быть совершенно разные причины, но на способ решения проблемы они не повлияют. Если вы обнаружили ошибку при расчёте вашего КБМ или при присвоении вам класса, необходимо направить жалобу в РСА и приложить к ней документы, подтверждающие вашу позицию, обычно это предыдущие полисы ОСАГО и постановления суда, о признании невиновности. Если эти действия не принесли плодов, то необходимо будет обратиться в Центробанк РФ, который является надзорным органом в сфере страхования.