Как проверить коэффициент бонус малус?
Стоимость полиса ОСАГО не является одинаковой для каждого водителя несмотря на то, что тарифы устанавливаются не страховщиками, а правительством России.
Один из параметров, оказывающих влияние на стоимость ОСАГО — это коэффициент бонус-малус.
Осторожным и внимательным водителям этот коэффициент позволяет страховаться за половину стоимости, зато завсегдатаям ДТП придется значительно переплачивать за ОСАГО.
Прочитайте статью и узнайте, как определяется коэффициент бонус-малус и что влияет на его величину.
Содержание статьи:
Как рассчитать коэффициент
Коэффициент бонус-малус определяет степень «аварийности» водителя. В зависимости от числа ДТП в послужном списке автомобилисту дается класс. Чем выше класс и ниже коэффициент, тем меньше должен платить автомобилист за полис автострахования.
Новым автовладельцам, ранее не заключавшим договора со страховыми компаниями, присуждает класс №3 – полисы ОСАГО они приобретают по номиналу. Изменение КБМ происходит спустя год: внимательная езда в течение этого периода дает право на скидку за «безаварийность» по ОСАГО. Инициаторы ДТП, напротив, переплачивают.
Обнулить КБМ после внесения последних правок в закон «Об обязательном автостраховании» стало невозможно – значение теперь закрепляется за конкретным водителем. Ранее обнулить бонус-малус можно было, просто сменив автомобиль или страховщика.
Правила применения КБМ
Таблица коэффициентов бонус-малус включает в себя 15 классов, среди них — классы М и 0. Значение КБМ корректируется в пределах от 0.5 до 2.45.
Привила расчета по таблице таковы:
- Одна выплата – это один страховой случай.
- Расчетным периодом по КБМ считается год.
- Если полис оформлен на несколько водителей, то при расчете стоимости ОСАГО используется максимальное значение КБМ среди этих водителей. Поэтому вписывать в страховку автомобилиста, заслужившего плохую репутацию среди страховщиков, просто невыгодно.
- Если в расчетном периоде было заключено несколько договоров, возмещение будет считаться по каждому из них, но только в пределах года.
Водитель с безаварийным стажем через 10 лет сможет покупать ОСАГО всего за половину стоимости. Автомобилист, становившийся инициатором ДТП в течение 4 лет подряд, получает класс М – худший класс, при котором стоимость полиса возрастает в 2.45 раза. Разница между классами 0 и М невелика (2.3 против 2.45), зато понижать класс с первого до нулевого крайне невыгодно (1.55 против 2.3).
Пример расчета
Рассмотрим такой пример:
Автомобилист не попадал в аварии в течение 6 лет с момента покупки первого полиса ОСАГО (2008 – 2014 гг.), затем в 2015 году стал виновником сразу трех аварий. Какую стоимость ему предложат заплатить в страховой за полис в 2016 году?
Решить эту задачу возможно всего в два действия:
- За 6 лет без ДТП автомобилист повысил свой класс с третьего до девятого, следовательно, имел право на приобретение полиса со скидкой в 30%.
- Попав в три аварии за год, водитель сразу понизил свой класс до первого (смотрим 6-ой столбик таблицы), поэтому не просто лишился скидки, но и оказался вынужден платить на 55% больше.
Еще одна любопытная особенность таблицы заключается в том, что водитель не может понизить свой класс до нулевого – только до первого или сразу до М. Это обусловлено тем, что разница между классами М и 0 весьма незначительна.
Как узнать собственный КБМ?
КБМ не рассчитывается автоматически и не вносится в базу РСА АИС (хотя большинство водителей полагает, что это так).
В АИС отражаются только сведения о предыдущих страхованиях гражданина, о степени его «аварийности» — такие данные страховщики обязаны вносить согласно закону «Об ОСАГО».
Коэффициент рассчитывается страховой компанией после обращения автомобилиста за полисом.
Следовательно, страховщик, имеющий доступ к базе данных РСА, может прояснить, каков коэффициент «безаварийки» водителя. Если же автомобилист страховщику не доверяет, у него есть иной вариант: проверить КБМ по базу РСА онлайн (по ссылке http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm). Понадобятся такие данные, как:
- ФИО.
- Реквизиты паспорта.
- VIN-код.
- Регистрационный номер авто.
Водитель может воспользоваться и другими интернет-сервисами, предлагающими бесплатную проверку, однако, точность полученных данных гарантировать никто не сможет. Еще один вариант: посчитать самостоятельно по таблице – водителю нужно помнить только о количестве аварий, в которых он был признан виновником. Даже при использовании сервиса РСА и обращении к страховщику стоит перепроверить вручную – ошибки в базе АИС не исключены.
Проверка коэффициента
Главное – не паниковать: такую оплошность можно исправить. Следует:
- Приобрести полис автострахования по стоимости, которую запрашивает страховщик.
- Оформить претензию и отправить ее на ящик электронной почты РСА (request@autoins.ru). К претензии обязательно нужно приложить сканы таких документов, как полисы ОСАГО (действующий и с истекшим сроком действия) и водительские права. Будьте готовы подождать: РСА ответит примерно через 3 месяца после обращения. Если Союз подтвердит наличие ошибки, можно действовать дальше. Если РСА ответит, что ошибки нет, лучше перепроверить собственные расчеты.
- Пойти в страховую компанию и написать заявление о перерасчете (обязательно приложить письмо от РСА). Можно написать подобное заявление в свободной форме либо использовать такой бланк:
Далее автомобилисту остается ожидать приглашения в страховую компанию, где после перерасчета ему вернуть часть денег, потраченных на полис.