Кто виноват в ДТП при повороте налево?
Распространенная ситуация: один из автомобилистов предпринимает попытку совершить обгон, а в это время другой водитель, двигающийся по правой полосе, совершает неожиданный маневр и поворачивает налево. В результате — ДТП. Что делать при ДТП и как определить, кто из водителей виноват в данном случае?
В данной статье мы ответим на следующие вопросы: кто виноват в ДТП при повороте налево? Как избежать ДТП при подобном маневрировании другого участника движения?
Содержание статьи:
Определение виновной стороны: как происходит на практике?
ДТП при повороте налево всегда вызывает массу спорных моментов. Каждая из сторон убеждена в своей правоте и потому прибывшим сотрудникам ГИБДД поступает сразу две версии развития событий. Что делает доказуемость правой стороны (при отсутствии видеорегистраторов, записей с камер дорожного наблюдения и показаний незаинтересованных свидетелей) почти невозможной.
Как показывает практика, чаще всего виновной стороной делают автомобилиста, который принимает неожиданное решение совершить поворот налево, не убедившись в том, что его маневр безопасен для других участников движения.
Однако, в дорожной практике встречаются случаи, когда госавтоинспекторы встают на сторону поворачивающего налево и обвиняют возникновении ДТП водителя, совершающего обгон.
Какой штраф за обгон в месте расположения знака «Обгон запрещен» грозит водителю, читайте здесь.
В последующих разделах мы постараемся ответить на вопрос, кто виноват в ДТП при повороте налево, руководствуясь Правилами дорожного движения.
Как нужно совершать обгон?
Чтобы понять, может ли обгоняющий оказаться виновником ДТП, если второй участник движения поворачивает налево, нужно определить, как правильно совершать обгон.
Так:
- согласно пункту 11.1 Правил дорожного движения, водитель, который хочет совершить обгон, должен оценить дорожную ситуацию, чтобы убедиться, что полоса свободна для совершения безопасного обгона. В процессе обгона водитель не должен создавать помех для движения другим участникам движения;
- согласно пункту 11.12 Правил дорожного движения, водителю запрещается совершать обгон, если другое ТС, движущееся перед ним включило левый поворотник, показывая намерение повернуть налево;
Как нужно совершать поворот налево?
Решив совершить поворот налево, водитель обязан придерживаться следующих правил:
- Согласно пункту 8.1 Правил дорожного движения, при повороте налево водитель должен показать свое намерение, включив левый указатель поворота и только после, убедившись в том, что никто не мешает ему совершить подобный маневр и он сам не создает помех движению других участников движения, повернуть налево;
- Согласно пункту 8.2 Правил дорожного движения, подавать сигнал указателями поворота нужно всегда заблаговременно, дабы не ввести других участников движения в заблуждение. Оканчивать указание нужно также своевременно, т.е. сразу после поворота налево;
При указании намерения повернуть налево с помощью руки, водитель должен делать это также заблаговременно. А вот заканчивать указание он может сразу после начала поворота, а не после его совершения (как в ситуации с указанием поворотами).
- Согласно пункту 13.12 Правил дорожного движения, водитель, решивший совершить поворот налево/разворот, обязан уступить дорогу всем ТС, движущимся в противоположном направлении прямо и направо;
Так кто же прав?
Несмотря на достаточно исчерпывающие ответы в предыдущих разделах до сих пор сложно определить — так кто же прав в ДТП при повороте налево, если, по идее, их траектории вообще не должны пересекаться (при соблюдении правил совершения подобных маневров)?
Ответ достаточно прост: в ДТП при повороте налево будет виноват тот водитель, который при совершении своего маневра не соблюдал правила, сопутствующие совершению подобного маневра.
Т.е. совершая маневр «по-своему», водитель не получает никакого приоритета в движении и не может считаться правым в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, в данном случае работники дорожной службы руководствуются незыблемым правилом: «Совершая маневр, водитель должен убедиться в безопасность совершения маневра, а также в отсутствии создания помехи другим участникам движения». Это касается как того водителя, который поворачивает налево, так и того, который совершает обгон.
Вывод: виноват тот водитель, который нарушил правила совершения своего маневра.
Что делать, если виновник отказывается признавать вину, читайте здесь.
А вот определить, кто нарушил эти правила просто: достаточно попросить водителей рассказать о том, как по их мнению должен совершаться обгон и поворот налево.
Соблюдайте Правила дорожного движения и тогда вы никогда не окажетесь в подобной ситуации.