Что делать, если страховая компания отказывает в страховании?
Полис ОСАГО входит в перечень обязательных документов автовладельца, за отсутствие которых он может поплатиться штрафом. Это значит, что оформление данной страховки – одно из первых действий, которое необходимо выполнить при покупке новой машины. Однако в последнее время все чаще приходится слышать от клиентов то, что им отказали в оформлении полиса. Более того, иногда компании вместе с ОСАГО навязывают и другие услуги, например, страхование жизни.
Для того чтобы защитить свои права, нужно пожаловаться на недобросовестного страховщика, в том числе – и в судебные инстанции. В этой статье мы расскажем о самых распространенных причинах отказа в получении ОСАГО. Более того, подробно рассмотрим порядок действий страхователя в таких ситуациях, а также подскажем как правильно оформить заявление на имя страховщика.
Содержание статьи:
Причины для отказа
Отказ в предоставлении ОСАГО считается нарушением закона, поскольку такой вид страхования является обязательным для каждого водителя. В то же время сотрудники ГИБДД могут выписать штраф за отсутствие у автовладельца полиса. Тем не менее, многие компании неохотно оформляют страхование гражданской ответственности водителей. Причиной этому становится невыгодность данного вида бизнеса для страховщиков. Никто не застрахован от неправомерных действий СК, и зачастую они отказывают в ОСАГО на незаконных основаниях. Среди таких причин можно выделить:
- Отказ водителя получать дополнительный пакет услуг;
- Отсутствие бланков для оформления полиса;
- Ожидание страховщиком повышения тарифов.
Однако у страховщика есть и несколько законных оснований для отказа в выдаче полиса ОСАГО. Так, вам могут не продать обязательную страховку по закону в случаях:
- Перебоя со связью с автоматизированной системой РСА;
- Отсутствия у водителя документа о прохождение техомсотра;
- Отказа автовладельца в предоставлении документов, необходимых для оформления полиса;
- Попытки заключения страхового договора от имени юридического лица или ИП без наличия соответствующих документов.
Что делать при отказе?
В том случае если вы не согласны с решением страховой компании, у вас есть возможность его обжаловать. Для этого нужно незамедлительно обратиться за помощью в надзорные органы. Итак, для того чтобы привлечь страховщика к ответственности, следует:
- Подготовить доказательства, связанные с нарушением;
- Требовать от страховой компании письменный ответ;
- Написать претензию на имя руководителя страховой компании;
- Составить жалобу в РСА;
- Подать жалобу в ФАС;
- Обратиться в региональное отделение Центрального банка России;
- Написать на страховщика исковое заявление в суд.
В первую очередь вам необходимо потребовать от страховщика письменное обоснование в отказе выдачи полиса ОСАГО. Если вопрос не будет урегулирован и тогда, предупредите его о своем намерении обратиться в вышестоящие инстанции. Следующий пункт – обращение в один из вышеперечисленных органов надзора. Для этого необходимо составить жалобу, в которой будет содержаться ваша просьба о заключении страхового договора по ОСАГО. Кроме того, в документе укажите факт неправомерности отказа страховщика.
Заявление вместе с пакетом документов вы можете подать в территориальный Российский союз автостраховщиков. Данная организация обладает полномочиями по надзору над всеми страховыми компаниями, предоставляющими полис ОСАГО. Более того, направить жалобу можно и в антимонопольную службу. Она также может провести проверку и вручить СК предписание, обязав ее выдать вам полис. Еще один регулятор деятельности страховщиков – Центробанк, который тоже имеет право выдавать предписания.
Как составить претензию?
В том случае, если страховая компания отказывает вам в оформлении полиса ОСАГО, подайте письменную претензию на имя ее руководителя. Составить такое заявление совсем не сложно, но к его содержанию предъявляют несколько основных требований. Документ должен состоять из 3 частей:
- Заголовок. В правой верхней части заявления укажите наименование и реквизиты страховой компании, а также сведения об автовладельце. Затем по центру листа следует прописать название документа;
- Описательная часть. В этом блоке сообщите обстоятельства нарушения и укажите причину, по которой вам отказали в выдаче полиса. Не забудьте указать свое требование – заключение договора страхования по ОСАГО, а также предполагаемые сроки его исполнения;
- Заключение. Здесь укажите те последствия, которые ждут страховщика при отказе в выполнении ваших требований. Перечислите все документы, приложенные к претензии, укажите дату ее составления и поставьте подпись.
Какие понадобятся документы?
Помимо самой претензии нужно подготовить копии всех необходимых документов по страховому делу, а также перечислить их в вашем заявлении. Так, для обжалования отказа вам понадобятся:
- Заявление в страховую на приобретение полиса ОСАГО;
- Письменный отказ СК;
- Аудио- и видеозаписи, зафиксировавшие факт нарушения.