Что делать, если страховая компания обанкротилась?
Экономический кризис в России ударил практически по всем сферам бизнеса. Не обошло стороной и страховые организации, которых в последнее время стало весьма много. В связи с этим небольшие страховые компании начали покидать рынок, оставляя возмущённых и озадаченных клиентов ни с чем.
Поэтому сейчас многие водители сто раз думают, прежде чем обращаться за страховкой в ту или иную компанию. Но тем не менее, всё ещё остаются вопросы, связанные с возмещением средств в случае, если компания обанкротилась.
В данной статье мы расскажем о том, как понять, что компания едва держится на плаву и как добиться от неё возмещения компенсации.
Содержание статьи:
Причины банкротства
Как правило, страховые компании не заявляют о причинах своего намерения покинуть рынок. Обычно на это есть следующие основания:
- Несвоевременное реагирование на изменения рыночной модели;
- Наличие серьёзных финансовых проблем;
- Снизились продажи страховых полисов;
- Повысилось число максимальных выплат.
Куда обращаться?
Если у водителя наступил страховой случай, а компания собирается покидать рынок, он может получить выплату:
- У этой же страховой компании;
- У Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
Как страховщик выплатит компенсацию?
Если компания официально заявила о том, что обанкротилась, ей назначают ликвидационную комиссию. С помощью суда комиссия продаёт на аукционе оставшиеся активы компании, а собранные деньги передаются клиентам страховой в порядке очерёдности:
- В первую очередь деньги получают лица, которые приобрели страховку жизни и здоровья;
- Во вторую очередь – лица, оформившие обязательное или добровольное страхование транспортного средства и недвижимости;
- После этого комиссия расплачивается с теми, кто приобрёл полис, но страховой случай с ними не произошёл;
- Юридические лица получают свои деньги в последнюю очередь.
Нередки ситуации, когда на всех денег не хватает, поэтому часто без выплат остаются даже те лица, которые приобрели страховку автомобиля. Поэтому, при возникновении страхового случая можно попробовать взыскать денежные средства с самого виновника аварии. О том, как это сделать, можно прочитать в статье «Как составить досудебную претензию виновнику ДТП?«.
Как получить страховую выплату от РСА?
Чтобы получить выплату от РСА, нужно, чтобы страховой случай соответствовал одному из следующих условий:
- Если дорожно-транспортное происшествие случилось прежде, чем компания обанкротилась;
- Если у водителя есть действующий полис ОСАГО;
- Если у страховой, которая продала полис виновнику аварии, отозвали лицензию;
- Если у водителя есть соответствующее решение суда.
Какие документы нужны?
Для того, чтобы гарантированно получить возмещение ущерба после аварии, необходимо обратиться в РСА. Для этого водитель должен собрать ряд документов:
- Справка с места ДТП;
- Уведомление о происшествии, которое должно быть полностью оформлено;
- Решение о возбуждении правонарушения или об отказе;
- Данные о страховом полисе виновника дорожного происшествия:
- Дата выдачи;
- Название страховой компании;
- Номер;
- Местонахождение страховой компании.
Перед обращением в РСА рекомендуется проконсультироваться с юристом, поскольку пакет предоставляемых документов зависит от определённого случая. Так, на список документов влияют:
- Вид страхового случая;
- Степень виновности водителя, застраховавшегося у компании, которая впоследствии обанкротилась;
- Стадия банкротства страховой организации.
В том случае, если страховщик осуществил частичную выплату до того, как обанкротился, в РСА необходимо предъявить бумаги, где указывается сумма полученной компенсации.
Признаки скорого банкротства
Конечно, точно предугадать банкротство компании довольно сложно. Для этого нужно следить за малейшими изменениями в её финансах, а также обладать конкретными знаниями и опытом.
Но тем не менее, существует несколько общих признаков, благодаря которым можно понять, что компания в скором времени покинет рынок:
- Когда компания решила выплатить водителю компенсацию, но не торопится перечислять ему деньги;
- Когда причиной невыплаты служат технические неполадки или другие причины, которые, по словам компании, от неё не зависят;
- Когда страховая просит водителя отремонтировать его машину или машину пострадавшего за собственный счёт и обещает в дальнейшем возместить расходы;
- Когда компания, отказывая в компенсации, называет ничем не обоснованные причины.
В том случае, если водитель столкнулся хотя бы с одной из перечисленных ситуаций, ему необходимо задуматься о том, чтобы поменять компанию. Потому что велика вероятность того, что в скором будущем её лицензия будет отозвана.
Как узнать, что страховая компания – банкрот?
Обычно клиенты страховой узнают об её банкротстве посредством СМИ, где рассказывается об изъятии лицензии или банкротстве.
Однако в основном клиенты узнают об этом неприятном обстоятельстве, когда у них наступает страховой случай.
В соответствии с законодательством страховая обязана за месяц сообщить своим клиентам о том, что договоры прекращают своё действие. Кроме этого, компания должна сообщить местонахождение страховщика, которому доверен её страховой портфель.
Рекомендации
Если вы не хотите попасть в такую неприятную ситуацию, как банкротство вашей страховой компании, следует придерживаться следующих моментов:
- Необходимо следить за новостями о компании;
- Следует поговорить со знакомыми, которые попали в дорожное происшествие и узнать, насколько быстро страховая возместила им убытки;
- Водитель ни в коем случае не должен выкидывать документы, квитанции и справки, которые он получает в страховой компании или после ДТП;
- Получить информацию у юриста обо всех способах обезопасить себя;
- Даже если полис страхования был куплен у крупной фирмы, не стоит терять бдительность;
- Если компания не производит выплаты и не указывает при этом уважительных оснований для этого, следует сразу обращаться в суд.